суббота, 28 сентября 2013 г.

Эта странная книга


"...почти всегда вся жизнь в том, что мы делаем не то, что надо"  (Сенека)
Даниил Гранин. Эта странная жизнь
Самая странная книга давно и горячо любимого мной Гранина... Невозможно удовлетвориться тем теми крохами, которые дает автор дает читателю: концы с концами не связываются. Да еще и личное знакомство автора с героем накладывает свой отпечаток. Надо искать ответы в биографии человека, так удивительно распорядившегося своей жизнью.
Кто он? Чудак, рассмешивший Бога?  "Если бы он выбрал себе цель поскромнее, он достиг бы куда большего". Но что может быть больше, чем право\возможность\смелость заниматься "тем, чем надо"?

"Похоже было, что вот наконец-то нам встретился человек, которому известно, зачем он живет, для чего... Словно бы имелась у него высшая цель. а может, даже открылся ему смысл его бытия. Не просто нравственно жить и добросовестно работать, а похоже, он понимал сокровенное значение всего того, что делал."  Думаю, в этой осознанности и есть его секрет, а его система учета времени лишь помогала удерживать эту осознанность. Помимо вида Халтика, помимо систематики насекомых этот человек досконально изучил себя самого - труд, непосильный для многих.

Часто ловлю себя на том, что периодически перехожу "в режим сохранения энергии". Раньше мы это называли "автопилотом". Что-то происходит вокруг меня, я сама осуществляю какую-то деятельность, и в то же время, я словно сплю. И эта привычка делать сразу несколько дел! Кажется, ни минутки свободной, а что "в сухом остатке"? Каково качество сделанного? Какова глубина понятого?

И еще одно. Мы так часто оправдываем свое бездействие тем, "что еще\пока\уже не время". А время идет, и вот уже и оглянуться не на что, и слишком поздно понимаешь, что препятствия к достижению цели были мнимыми...

А всего-то надо было хотя бы попытаться.
Just try!

PS Ну никак нельзя было не попробовать себя в роли гения. Работаю не над осознанностью (это впереди), а над "однозадачностью".

Один из "правильных" вторников.
6.00 - подъем, утренние дела.
7.10 - 8.10 дорога на работу №1.
В это время 40 минут разбирала входящую почту, ответила на 4 письма.
8.30 - 13.30 Основная работа.
13.30 - 15.00 Дорога на работу №2. За 50 минут дороги сидя сделала 5 письменных упражнений по англ. языку.
15.30 - 17.00 Работа №2. Провела семинар.
17.20 - 18.10 Дорога на учебу. За 30 минут сделала еще 3 письменных упражнения по англ. языку.
18.30-19.30 Complementary Class, English for business
 19.40-20.30 Дорога домой. 20 мин. сортировала входящую почту, 10 мин. читала интервью с Ириной Прохоровой. Ничего особенно нового.
20.40-21.30 Ужин, домашние дела.
21.30 - 22.00 Ответы на письма, проверка регистраций участников сообщества (около 20).
22.00 - 22.50 Редактирование шаблона личного профиля участника Nachalka.com. Стало значительно лучше, но есть еще над чем работать.
23.00-23.30 Читала (Поварнин. "Как читать книги")
23.30 СПАААТЬ

Итого
работа: 6:30 О том, насколько это было продуктивно, скромно умолчу.
английский заочно: 1:20
английский очно: 1 час
"Началка": 50 мин
чтение: 40 мин
почта: 1 час

Это мой нормальный день. Куда здесь впихнуть одну "козу"?? Пока не знаю, но придется


Без комментариев:

"Чем выше научный престиж, тем интереснее нравственный уровень ученого." (Д.Гранин)

"Мы же так отвыкли от истинного понимания терпимости, что часто всякую критику (т. е. отстаивание права иметь собственное мнение) уже рассматриваем как попытку «навязать» свое мнение, т. е. нетерпимость." (А. Любищев)

"Недостает времени на друзей, на письма, на детей, нет времени на то, чтобы думать, чтобы не думая постоять в осеннем лесу, слушая черенковый хруст облетающих листьев, нет времени ни на стихи, ни на могилы родителей. Времени нет и у школьников, и у студентов, и у стариков." (Д.Гранин)

"Правда, дефектом моей работы является то, что от учета времени несколько страдают окружающие, гак как они чувствуют, что каждое отвлечение от занятий учитывается. Но постепенно и к этому все привыкают" (А. Любищев)

К одному из разговоров об общем знакомом: "Не случайно у него почти не было учеников. Хотя это вообще свойственно многим крупным ученым, создателям, целых направлений и учений. У Эйнштейна тоже не было учеников, и у Менделеева, и у Лобачевского. Ученики, научная школа — это бывает не так часто. У Любищева были поклонники, были сторонники, были почитатели и были читатели. Вместо учеников у него были учащиеся, т. е. не он их учил, а они учились у него — трудно определить, чему именно, скорее всего тому, как надо жить и мыслить."

А. Любищев Такая добровольная каторга
Г. Альтшуллер о системе Любищева
Система учета времени по методу А.А. Любищева

Хронометраж без фанатизма

2 коммент.:

Наталья Ященко комментирует...

А на меня эта книга произвела сильнейшее впечатление, наверное, даже не книга, а сам Любищев. Я потом нашла его статью "Это добровольная каторга", правда, она незаконченная и ещё одну статью, где Любищев рассказывает о свое системе времени, а первая часть это статьи посвящена работе с каталогами.

Мария Смирнова комментирует...

А на меня больше книга, как я теперь понимаю. Более того, если бы до книги я прочитала «Каторгу», за книгу не взялась бы, возможно.

Отправить комментарий